Информационная карта образовательной программы
Дополнительная
общеобразовательная
Школьный театр «Лукоморье»
«Лукоморье»
Художественная
программа
I. Наименование программы
II. Направленность
III. Сведения об авторе (составителе)
1. ФИО
Первухина Екатерина Дмитриевна
1999
2. Год рождения
3. Образование
Среднее-специальное
4. Должность
5. Квалификационная категория
6.Электронный адрес, телефон
IV.Сведения о программе
1.Нормативная база
учитель
-
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678 – р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021№ 2 «Об утверждении норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 г. №298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
- Методические рекомендации по организации независимой оценки качества
дополнительного образования детей, направленными письмом Министерства
образования и науки РФ от 28.04.2017 г. № ВК - 1232/09
- Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с социальным сертификатом (для сертификации);
- Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 25.08.2023 г.№ 963 – Д «О внесений изменений в
приказ Министерства
общего
и
профессионального
образования
Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с социальным сертификатом»;
- Приказ Министерства образования и молодѐжной политике Свердловской
области от 26.10.2023 г. № 1104 -д «Об утверждении методических
рекомендаций
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях»;
- Устав МКОУ «Бобровская НОШ»
2.Объем и срок реализации
3.Форма обучения
4.Возрастная группа
5.Тип программы
6.Уровень
IV.Характеристика программы
4 года, 136 часов
очная
7- 11 лет
Модифицированная
Базовый
По месту в образовательной модели
По уровню освоения
Разновозрастного детского объединения
Общеразвивающая
По
форме
организации Предметная, традиционная
образовательного процесса
5. Цель программы
формирование и развитие творческих способностей
обучающихся средствами театральной деятельности
6. Учебные курсы, дисциплины
Театральная грамота;
Сценическое движения;
Культура и техника речи;
Основы театральной культуры.
7.Ведущие
формы
и
методы
образовательной деятельности
Формы: развивающие театральные игры, репетиции,
беседы, экскурсии, поездки, вечера, творческие встречи,
сборы;
Методы: словесные, работа с информацией, методы
примера, методы познавательной деятельности, методы
эмоционального воздействия, стимулирования личностной
значимости учения
8.
Формы
мониторинга
Вводный контроль
результативности
Промежуточный контроль
Итоговый контроль
9. Кадровое обеспечение
учитель
10. Дата утверждения
Приказ № ___ от 30.08.2024 г.
Оглавление
РАЗДЕЛ № 1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ» ....................5
1.1.Пояснительная записка ................................................................................................................5
1.2.Цели и задачи................................................................................................................................7
1.3.Содержание программы ..............................................................................................................7
Учебно-тематический план с содержанием разделов ....................................................................7
1.4.Планируемые результаты ..........................................................................................................22
РАЗДЕЛ № 2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ» ......23
2.1. Условия реализации программы ..............................................................................................23
2.2.Формы аттестации. Оценочные материалы. ............................................................................25
2.3.Список литературы ....................................................................................................................27
РАЗДЕЛ № 1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Школьный театр
«Лукоморье» (далее – Программа) относится к программам художественной
направленности. Программа ежегодно корректируется с учѐтом изменения законодательной
и нормативной базы, приоритетов деятельности учреждения и педагогов студии, интересов,
способностей и особенностей детей.
Актуальность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана на
основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (Распоряжение
Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678 – р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021№ 2
«Об утверждении норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
г. №298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Методические рекомендации по организации независимой оценки качества
дополнительного образования детей, направленными письмом Министерства образования и
науки РФ от 28.04.2017 г. № ВК - 1232/09
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом (для
сертификации);
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 25.08.2023 г.№ 963 – Д «О внесений изменений в приказ Министерства общего
и профессионального образования Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об
утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в
соответствии с социальным сертификатом»;
- Приказ Министерства образования и молодѐжной политике Свердловской области от
26.10.2023 г. № 1104 -д «Об утверждении методических рекомендаций «Разработка
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях»;
- Устав МКОУ «Бобровская НОШ».
Актуальность данной программы заключается в предоставлении ребенку спектра
возможностей по реализации его интересов и способностей. У детей часто отсутствуют
навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый
короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения
чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование,
сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее
распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на
действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко действенно и непосредственно
связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).
Программа Школьный театр «Лукоморье» предусматривает знакомство детей школьного
возраста с русским классическим театром, с его культурой через театральные постановки,
разучивание театральных традиций, знакомство с техниками актерской игры, что
способствует формированию основ театральной культуры, духовному, нравственному,
патриотическому воспитанию школьников.
Разработанная программа предназначена для обучающихся МКОУ «Бобровская НОШ» и
адаптирована к определенным условиям образовательного учреждения. Программа
направлена на создание условий для развития личности ребенка, самореализацию и
самосовершенствование, мотивацию личности к познанию и творчеству.
Набор детей в детское объединение проводится в конце летних каникул и в начале
учебного года. Группы комплектуются из расчета 15-20 человек.
Отличительные особенности программы.
Отличительные особенности или новизна программы определяются особым акцентом
при изучении курса на использование методов эмоционального стимулирования учебнопознавательной деятельности (создание ситуации успеха в обучении, использование
индивидуальных пожеланий), методов развития психических функций, творческих
способностей и личностных качеств личности.
Особенности организации образовательного процесса.
Модель реализации ДООП традиционная, т.к. представляет собой линейную
последовательность освоения содержания в течение 4-х лет обучения.
Адресат программы: Программа адресована детям от 7 до 11 лет.
Становление личности детей младшего школьного возраста происходит под влиянием
новых впечатлений, отношений с взрослыми и сверстниками, новых видов деятельности и
общения, включения в новый коллектив. Несмотря на то, что ребенок данного возраста еще
не готов применить на практике полученные театральные знания, тем не менее, именно в
этом возрасте в его сознании складываются первые впечатления от увиденных спектаклей, а
особенно от декораций, театральных костюмов, реквизита, которые в дальнейшем будут
способствовать формированию художественного вкуса. Кроме этого, у младших школьников
вырабатываются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за
поступки, взаимопомощь).
Главным видом деятельности детей младшего школьного возраста является
познавательная деятельность, у них хорошо развивается образное мышление, память. В
связи с этим на занятиях в театральной студии используются игры, этюды и творческие
тренинги.
Для обучения принимаются все желающие. Зачисление в группы производится с
обязательным условием – написание заявления родителями (законными представителями
несовершеннолетних учащихся), подписание согласия на обработку персональных данных.
Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и закрепления
инструктажа по технике безопасности.
Уровень программы – базовый, предполагает формирование базовых знаний,
умений и навыков. На этом этапе происходит развитие самодеятельности, когда
обучающийся не только осваивают опыт деятельности по образцу, но и сам пытается
увеличить объем знаний, он экспериментирует.
Объем и срок освоения программы. Режим занятий.
Объем программы – 136 часов, программа рассчитана на 4 года обучения по 34 часа в
год.
Режим занятий. Продолжительность одного академического часа - 45 мин. Перерыв
между учебными занятиями – 15 минут. Общее количество часов в неделю – 1 час. Занятия
проводятся 1 раза в неделю по 45 мин.
Перечень форм обучения: групповая,
Перечень видов занятий: теоретические и практическое занятие, творческие
занятия, репетиция, выступление.
Перечень форм подведения итогов: викторина, театральный этюд, беседа,
репетиция, творческий показ, упражнение.
1.2.Цели и задачи
Целью программы является формирование и развитие творческих способностей
обучающихся средствами театральной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
овладение знаниями, практическими умениями и навыками игры на сцене;
формирование у обучающихся способов деятельности: выбор, сравнение,
сопоставление, анализ, синтез, рефлексия.
Развивающие:
развитие устной речи, познавательной активности, склонности к решению
дивергентных задач, чувства юмора, соревновательности, гибкости мышления,
легкости ассоциирования, оригинальности мышления, надситуативной активности,
критичности, лѐгкости генерирования идей, самостоятельности, стремления к
самоактуализации;
умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной
творческой задачей, умение контролировать и оценивать свои действия;
развитие потребности к творческой сценической деятельности, стремления
преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей;
развитие внутренней свободы ребенка, чувства собственного достоинства,
самоуважения;
Воспитательные:
формирование активности в деятельности детского театрального коллектива;
воспитание уважительного отношения между членами коллектива в совместной
творческой деятельности;
формирование навыков развития положительных эмоций и волевых качеств.
1.3.Содержание программы
В содержании программы рассматриваются следующие театральные дисциплины:
театральная грамота;
сценическое движения;
культура и техника речи;
основы театральной культуры.
Учебно-тематический план с содержанием разделов
I год обучения 34 часа
Цель: эстетическое воспитание и развитие творческой активности, совершенствование
теоретических и практических знаний, умений и навыков в области театрального искусства.
Задачи:
Обучающие:
₋ познакомить с техникой театральной игры;
₋ научить реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей;
₋ познакомить со средствами художественной выразительности в создании того или иного
театрального образа в театральном искусстве
₋ сформировать знания, практические умения и навыки театральной культуры, актерского
мастерства;
₋
₋
₋
₋
₋
Развивающие:
развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя
для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации
развивать память, мышление, воображение, внимание детей.
развивать диалогическую и монологическую формы речи.
развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроения,
характер музыки пластикой своего тела, театральными куклами, создавая яркий
танцевальный образ героя.
развивать стремление быть отзывчивыми к взрослым и детям, проявлять внимание к их
душевному состоянию, радоваться успехам сверстников и огорчаться в случае их неудачи,
стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
Воспитательные:
₋ воспитывать гуманные чувства детей.
₋ воспитывать устойчивый интерес к театрально - игровой деятельности;
₋ поддерживать стремление детей использовать песенные, танцевальные, игровые
импровизации в самостоятельной деятельности.
₋ поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях,
используя умения и навыки, приобретенные на занятиях кружка и в самостоятельной
деятельности.
₋ воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к игрушкам,
куклам, костюмам, декорациям.
₋
₋
₋
₋
₋
₋
₋
₋
₋
₋
₋
Планируемые результаты первого года обучения:
Личностные:
владеют знаниями, практическими умениями и навыками театральной культуры,
актерского мастерства;
знают средства выразительности в театральном искусстве;
знают технику театральной игры;
самостоятельно определяют и объясняют свои чувства и ощущения, возникающие в
результате созерцания, рассуждения, самые простые правила поведения (основы
общечеловеческих нравственных ценностей).
Метапредметные:
с помощью учителя объясняют выбор наиболее подходящих ролей;
умеют планировать практическую деятельность на занятиях;
проявляют интерес к театрально-игровой деятельности.
Предметные
знакомы с техникой театральной игры;
могут реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей;
знают средства художественной выразительности в создании того или иного
театрального образа;
сформированы практические умения и навыки театральной культуры, актерского
мастерства;
№
п/п
1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
4.
4.1.
4.2.
5.
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
Итого
Всего
часов
Раздел, тема
Введение в мир театра
Основы театральной
культуры
Азбука театра.
Актерское мастерство
Многообразие
выразительных средств в
театре
Актерские тренинги
Игры-драматизации
Сценическое действие
Элементы сценического
действия.
Работа над
индивидуальностью
Сценическое внимание
Этюды на развитие
фантазии
Игры-драматизации
Сценическая речь
Культура и техника речи
Художественное чтение
Театральная игра
Работа над мимикой,
жестами, пантомима,
«вживание» в образ.
Предлагаемые
обстоятельства и мотивы
поведения отдельных
персонажей
Закрепление отдельных
мизансцен.
Переход к тексту пьесы:
работа над этюдами и
постановка сказки
3
1
2
6
1
Теоретич
Практич.
1
1
2
2
3
10
1
2
2
2
2
2
2
3
7
1
5
8
3
6
1
1
0
1
Упражнение
Упражнение
5
7
1
2
Упражнение
Театральный этюд
2
3
9
0
1
1
0
Викторина
Театральный этюд
Беседа
2
5
1
1
Форма
аттестации/контроля
0
2
Репетиция
Творческий показ
2
2
3
3
34
5
29
Содержание программы I год обучения
Пример:
1.Введение в мир театра – 3 часа.
1.1. Основы театральной культуры
Теория. Вводное занятие: правила техники безопасности. Знакомство с основными
направлениями работы на занятиях, материалами и оборудованием, инструктаж по правилам
техники безопасности. Театр одно из древнейших видов театрального искусства. Народные
истоки театрального искусства. Обряды, игры, празднества. Скоморохи первые
профессиональные актеры на Руси. Их популярность в народе. Первые театральные этюды.
Виды театрального искусства: драматический театр, кукольный театр, музыкальный театр,
оперный театр, балетный театр, театр телевидения и кино.
1.2. Азбука театра.
Теория. Викторины о видах театра, беседы -диспуты на темы: «Театр - это праздник,
это школа, это труд». Театр искусство коллективное. Коллектив-творческий ансамбль.
Театрализованные игры. Упражнение «Играем обряд».
Практика. Упражнение «Я играю Петрушку». Театральный этюд «Я режиссер
спектакля». Театральный этюд «Я режиссер драматического спектакля». Массовый
театральный этюд «Актер драматического театра.
2. Актерское мастерство – 6 часов.
2.1. Многообразие выразительных средств в театре.
Теория. Знакомство с драматургией, декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и
шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство
актера. Возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения своего
поведения место, время, ситуацию, партнеров. Развитие требований к органичности
поведения в условиях вымысла. Словесные действия. Психофизическая выразительность
речи. Словесные воздействия как подтекст. Этюдное оправдание заданной цепочки
словесных действий.
2.2.Актерские тренинги
Практика. Актерское внутреннее и внешнее перевоплощение. Костюм реквизит, грим.
Костюм, реквизит, грим - верные помощники в создании верного образа роли. Упражнение этюд на внутреннее перевоплощение. Упражнения этюды «Придуманная история».
Театральные игры. Театральное упражнение «Войди в образ». Упражнения «Я лисичка», «Я
котенок» «Я волк», «Я доктор Айболит». Упражнение - этюд «Придуманная история».
Театральные игры «Верю, не верю», «Кривляется по правде», «Жизнь цветка», «Жизнь
дерева». Упражнения - этюды «Я сказочный волшебник», «Веселый чародей», «Пингвины
на льду». Игра «Отправляемся в морское путешествие». Театрализованная игра «Кто из
какой сказки».
Театральное упражнение «Войди в образ». Театрализованная игра
«Превратился сам, преврати другого». Театральная игра «Море волнуется раз».
2.3.Игры-драматизации
Практика. Театральная игра «Как в жизни...». «Выдели, дополни, повтори».
Особенности действий, фиксация. Упражнения на логику действия. Театральное упражнение
«Убегает, догоняет, бежит». Разница в качестве действий.
Театральное упражнение. Игра-этюд «Много снега». Скатывание из снега ком. Игра в
снежки. Театральные игры «Превращение палочки», «Кто как сидел». Упражнения:
«Пришить пуговицу», «Постирать белье», «Почистить туфли», «Вылепить фигурку из
пластилина».
Театральная игра «Так, не так». Оценка верности действия. Театральное упражнение
«Чтобы это значило?». Театральное упражнение «Перехват». Театр - экспромт «Показ
сказки, истории». Упражнение «Сказка. История».
3. Сценическое действие – 10 часов.
3.1. Элементы сценического действия.
Теория. Бессловесные элементы действия. "Вес". "Оценка". "Пристройка". Словесные
действия. Способы словесного действия. Логика действий и предлагаемые обстоятельства.
Связь словесных элементов действия с бессловесными действиями. Составные образа роли.
Драматургический материал как канва для выбора логики поведения.
3.2. Работа над индивидуальностью
Практика. Значение поведения в актѐрском искусстве. Возможности актѐра «превращать»,
преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнѐров.
Компоненты поведения (интонация, мимика, жест). Значение подробностей в искусстве.
Целесообразность поведения. Проявление индивидуальности человека в особенностях
общения. Знакомство с логикой межличностного общения. Борьба в межличностном
общении как условие сценической выразительности. Проявление основных особенностей
человека в особенности логики построения взаимодействия с партнѐром. Проявление
характера персонажа в логике и особенностях речи.
3.3. Сценическое внимание
Практика. «Что мы, видели, не скажем, а что видели покажем». Индивидуальные
упражнения «Все как в жизни - главное условие».
Групповые упражнения: «Отрабатываем достоверность, убедительность и
похожесть», «Узнаваемость. Скрупулѐзность, точность действий, чувств, диалогов
атмосферы». Упражнение «Одно и то же по- разному: правдивость работы, достоверность,
понятно ли зрителю». Работа над ошибками. Тренинги на внимание: «Поймать хлопок»,
«Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало».
3.4. Этюды на развитие фантазии
Практика. Театральное упражнение «Что может произойти в лесу?». Фантазии,
предлагаемые обстоятельства. Театральное упражнение «Что может произойти в лесу?»
Подготовка и показ театрального этюда. Поиск разных предлагаемых обстоятельств.
Этюд «Происшествие на проезжей части». Театральное упражнение на смену предлагаемых
обстоятельств. Упражнение «Профессионалы». Этюд - задание «Я -инопланетянин».
Фантазии, предлагаемые обстоятельства. Этюд - задание «Ожидание автобуса в холодную,
дождливую, жаркую или с порывистым ветром погоду». Отслеживание своего внутреннего и
физического состояния. Этюд - задание «Где я встретил Муху - цокотуху».
3.5. Игры-драматизации
Практика. Упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно,
друг за другом, вовремя); воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один..»;
превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с
помощниками). Выполнение этюдов, упражнений- тренингов., упражнение: «Я сегодня – это
…», этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины –
одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста.
4. Сценическая речь – 7 часов.
4.1. Культура и техника речи
Теория. Дыхательная гимнастика. Развитие артикуляционного аппарата. Работа с
дикцией на скороговорках и чистоговорках. Упражнения по сценической речи выполняются
по алгоритму: определение целей и условий выполнения; педагогический показ;
просмотр упражнения; комплексный контроль и корректировка. В результате поэтапного
индивидуального контроля (объяснил – показал – посмотрел – сделал замечание – показал;
посмотрел – показал ошибку – показал правильный вариант – посмотрел) можно добиться
максимальной эффективности в освоении того или иного упражнения
4.2. Художественное чтение
Теория. Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Знакомство с
законами художественного чтения. Содержание, авторская идея, настроение произведения.
Ритмическая и пластическая структура произведения. Темп речи. Интонация. Понятие текста
и подтекста, произносимой фразы. Пауза, интонация, смысловой акцент. Умение
композиционно выстраивать материал, определять свою позицию в раскрытии замысла.
Практика. Чтение вслух литературного произведения и его разбор. Выразительное
чтение, громкость и отчетливость речи. Развитие навыка логического анализа текста на
литературном материале. Овладение основами логики речи в процессе индивидуальной
работы. Отработка чистоты произношения слов и звуков. Отработка номеров
художественного слова в процессе репетиций. Подбор сценического костюма и реквизита.
Подготовка к концертным и конкурсным выступлениям.
5. Театральная игра – 8 часов.
5.1. Работа над мимикой, жестами, пантомима, «вживание» в образ.
Теория. Вводные упражнения. Психофизический тренинг. Обучение навыкам
действий с воображаемыми предметами. Развитие умения создавать образы с помощью
мимики, жеста, пластики.
5.2. Предлагаемые обстоятельства и мотивы поведения отдельных персонажей
Практика. Анализ пьесы по событиям. Выделение в событии линии действий.
Определение мотивов поведения, целей героев. Выстраивание логической цепочки. Работа
над характером персонажей. Поиск выразительных средств и приѐмов.
5.3. Закрепление отдельных мизансцен.
Практика. Творческие пробы. Показ и обсуждение. Распределение ролей. Работа над
созданием образа, выразительностью и характером персонажа. Репетиции отдельных сцен,
картин. Упражнение на разные группы мышц: «Напряжение», «Расслабление», «Глина и
скульптор». Упражнение на разные группы мышц: «Мячик», «Пластилиновые люди»,
«Перекат напряжения», «Огонь - лед», «Центр тяжести», «Масло», «Марионетки»,
«Потянулись», «Сломались», «Ростки», «Спагетти», «Я - ручей», «Парадный этюд», «Повар
и тесто», «Перетягивание невидимого каната». Прослушивание сказочных музыкальных
мелодий. Сказочные этюды под музыку. Этюд - задание «Сказочные события». Этюд задание «Этюд с импровизированным текстом». Этюдная работа над образом роли. Внешнее
перевоплощение актера на сценической площадке. Текст. Дикция. Логическое ударение.
Эмоциональный окрас текста. Жесты, позы, походка на сцене. Наблюдение. Этюдная работа
над образом роли. Игра актера. Правдоподобие и естественность. Оценка игры актера.
Жесты, позы, походка на сцене. Наблюдение. Эпизоды. Предлагаемые обстоятельства.
Мотивы действующих лиц. Игра актера. Правдоподобие и естественность. Оценка игры
актера. Работа над выразительностью речи. Естественность актерской игры. Подлинность
поведения в сценических условиях. Поиск оригинальных жестов, интонаций. Репетиция.
Закрепление отдельных мизансцен. Поиск собственных идей. Вариативность актерской
игры. Этюдная работа. Размещение актеров на сцене. Уточнение мизансцен. Размещение
актеров на сцене, не загораживая друг друга. Репетиция пьесы с элементами костюмов,
реквизита, декораций. Прогонная репетиция. Уточнение темпа, ритма спектакля. Роль
ответственных за смену декораций, реквизита. Генеральная репетиция спектакля. Репетиция
спектакля, работа над ошибками. Премьера спектакля. Показ спектакля. Играем спектакль в
разных составах. Новые краски спектакля. Показ спектакля. Участие в конкурсах,
фестивалях, проектах.
5.4. Переход к тексту пьесы: работа над этюдами и постановка сказки.
Практика. Анализ выбранного сказочного материала. Беседа «Сказочные герои».
Образ сказочного героя. Быт. Образ жизни. Образ сказочного героя глазами художникаиллюстратора. Музыкальное оформление сказки. Сказочные этюды под музыку. Деление
сказки на событие. Название события. Музыкальное сопровождение, подбор музыки в
соответствии с характером роли. Этюдная работа над образом роли. Внешнее
перевоплощение актера на сценической площадке. Жесты, позы, походка на сцене.
Наблюдение. Выразительность речи. Естественность актерской игры. Многократные показы
- это элемент творческой импровизации.
Содержание программы
II год обучения – 34 часа
Цель: развитие личности,
художественного мышления.
₋
₋
₋
₋
₋
пробуждение
духовности,
творческой
активности
и
Задачи:
Обучающие:
овладение знаниями, практическими умениями и навыками актерской культуры;
расширить знания детей о средствах выразительности в театральном искусстве;
познакомить с техникой работы над спектаклем;
познакомить детей с особенностями театральной культуры;
научить детей работать над сценической речью.
Развивающие:
₋ развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя
для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации
₋ развивать память, мышление, воображение, внимание детей.
₋ развивать диалогическую и монологическую формы речи.
₋ развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроения,
характер музыки пластикой своего тела, театральными куклами, создавая яркий
танцевальный образ героя.
₋ развивать стремление быть отзывчивыми к взрослым и детям, проявлять внимание к их
душевному состоянию, радоваться успехам сверстников и огорчаться в случае их неудачи,
стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
₋
Воспитательные:
₋ воспитывать гуманные чувства детей.
₋ воспитывать устойчивый интерес к театрально - игровой деятельности;
₋ поддерживать стремление детей использовать песенные, танцевальные, игровые
импровизации в самостоятельной деятельности.
₋ поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях,
используя умения и навыки, приобретенные на занятиях кружка и в самостоятельной
деятельности.
₋ воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к игрушкам,
куклам, костюмам, декорациям.
₋
Планируемые результаты второго года обучения
Личностные:
₋ владеют знаниями, практическими умениями и навыками актерской культуры;
₋ знают средства художественной выразительности в театральном искусстве;
₋ знакомы с техникой работы над спектаклем;
₋ в предложенных ситуациях, опираясь на простые правила поведения, делают выбор,
какое мнение принять (своѐ или другое, высказанное в ходе суждения).
₋ знают особенности театральной культуры;
₋ умеют работать над сценической речью
₋
Метапредметные:
₋ с помощью учителя объясняют выбор наиболее подходящих ролей;
₋ умеют планировать практическую деятельность на занятиях;
₋ проявляют интерес к театрально-игровой деятельности.
Предметными:
₋ владеют знаниями, практическими умениями и навыками актерской культуры;
₋ знакомы со средствами выразительности в театральном искусстве;
₋ знают технику работы над спектаклем;
₋ знакомы с особенностями театральной культуры;
₋ владеют техниками работы над сценической речью.
№
п/п
1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
2.2.
3.
3.1.
3.2.
4.
4.1.
4.2.
5.
5.1.
5.2.
6.
6.1.
Итого
Наименование разделов
Всего
часов
Теоретич.
часов
Практич.
часов
Форма
аттестации/контроля
Театр и драматургия
3
1
2
Упражнение
Театральный этюд
Вводное занятие.
Представление о театре
как о виде искусства.
1
1
Актерская грамота
4
1
3
1
1
0
3
0
3
6
1
5
1
1
Исполнительское
искусство актера
Поведение в актѐрском
искусстве.
Сценическое движение
Школы и методики
движенческой
подготовки актера
Введение организма в
тренировочный
процесс.
Сценическая речь
«Сценическая речь» и
ее задачи
Стили чтения текста
Этюдная работа
Особенности
композиционного
построения спектакля
Сценический образ
Работа над спектаклем
Постановка спектакля
2
2
5
Викторина
Упражнение
Упражнение
5
6
1
5
1
1
0
5
6
0
1
5
5
1
1
0
5
8
8
34
0
0
0
5
8
8
Упражнение
Творческое задание
Спектакль
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1.Театр и драматургия. – 3 часа.
1.1.Вводное занятие.
Теория. Представление о театре как о виде искусства. Драматургия - вид искусства.
Пьеса - основа спектакля. Жанры пьес. Известные драматурги мира. Структурные элементы
пьесы. Акт. Действие. Ремарка. Диалог. Монолог. Реплика. Действующие лица
Знакомство с общими структурными элементами пьесы и спектакля. Экспозиция.
Завязка и развитие действия. Кульминация. Развязка Конфликт - движущая сила театра.
Сценическая условность. Развитие понятия. Профессии в театральном искусстве. Актер.
Режиссѐр. Звукорежиссер. Хореограф. Костюмер. Художник-гример. Рабочие по
изготовлению декораций и реквизита.
1.2.Представление о театре как о виде искусства.
Практика. Диспуты: «Место театра в жизни общества»; «Зачем люди ходят в театр»;
«Профессиональный театр для детей». Самостоятельные импровизации на тему: «Я люблю
театр». Импровизации «Я люблю театр». Творческие упражнения по ознакомлению с
элементами сценического действия. Упражнения с использованием драматических текстов
(по выбору) педагога. Чтение по ролям. Упражнения на освоение понятий «Диалог»,
«Монолог», ремарка. Спектакль и его основные компоненты. Театрализованная игра
«Сочиняем спектакль». Коллективная и групповая работа над отдельными эпизодами
выбранной пьесы. Коллективная и групповая работа над отдельными эпизодами.
Упражнение «Накладываем грим». Пьесу превращаем в спектакль. Изготовление реквизита,
элементов для костюмов. Знакомство с творчеством драматургов-классиков детского театра
(С. Маршак, Е. Шварц и др.). Практическое знакомство с элементами действия. Этюды на
заданные темы, импровизации на материале драматических текстов. Экскурсия в ОГАУК
«Театр драмы». Экскурсия «Знакомство с мастерскими театра». Обсуждение. Просмотр
спектакля, согласно репертуару. Беседа о создателях спектакля. Просмотр спектакля,
согласно репертуару.
2.Актѐрская грамота – 4 часа.
2.1.Исполнительское искусство актера.
Теория. Элементы искусства перевоплощения. Процесс перевоплощения. Мысль и
чувства - неразрывная связь.
2.2.Поведение в актѐрском искусстве.
Практика. Этюд «Перевоплощение». Подготовка к роли, согласно репертуару. Этюд
«Подбираем мимику». Подготовка к роли, согласно репертуару. Этюды: «Жесты»,
«Интонации», «Голос», «Походка», «Подбираем грим, костюмы, маски». Передача
максимальной достоверности, манеры поведения воображаемого персонажа. Внешнее и
внутреннее перевоплощение. Этюд «Внешнее и внутреннее перевоплощение». Открытие
актером духовного мира героя. Сопереживание герою. Этюд «Сопереживание герою».
3.Сценическое движение – 6 часов.
Тема 3.1.Школы и методики движенческой подготовки актера
Теория. Правила поведения на занятиях по сценическому движению. Введение
организма в тренировочный процесс. Акробатические упражнения. Сценические падения.
Приѐмы сценической борьбы.
Тема 3.2.Введение организма в тренировочный процесс.
Практика. Упражнения на баланс тела. Задание «Придумать и показать 5 видов
походки». Введение организма в тренировочный процесс. Упражнения на координацию
движений в пространстве. Сценический этюд «Охота за мухой». Упражнения на
координацию движений в пространстве. Изучение приѐмов сценической борьбы. Введение
организма в тренировочный процесс. Упражнения «Платки и палки». Групповое упражнение
«Изобрази предмет». Введение организма в тренировочный процесс. Упражнения «Платки и
палки». Групповое упражнение «Изобрази предмет».
4.Сценическая речь – 6 часов.
Тема 4.1.«Сценическая речь» и ее задачи.
Теория. Особенности чтение произведений с изменением темпа, диапазона,
интонации, закрытым ртом.
Тема 4.2. Стили чтения текста.
Практика.
Упражнения: «Артикуляционная гимнастика», «Дыхательная
гимнастика», «Задуваем свечи», «Вздох и выдох». Артикуляционная и дыхательная
гимнастика. Упражнения: «Артикуляционная гимнастика», «Дыхательная гимнастика»,
«Задуваем свечи», «Вздох и выдох». Упражнение «Дышим носом». Упражнения на область
солнечного сплетения. Упражнения: «Говорим - нас слышно», «Бросаем звук точно в цель»,
«Задуваем свечи». Упражнения: «Найди свой голос», «Найди свою ноту». Упражнения
«Чтение произведений, меняя темп, диапазон, интонацию». Упражнения «Чтение
стихотворения с разной интонацией», «Чтение текста с закрытым ртом». Чтение
стихотворения. Упражнения «Читаем стихотворение: первая строка - громко, вторая - тихо»,
«Язык без костей», «Диалог животных».
5.Этюдная работа – 6 часов.
Тема 5.1. Особенности композиционного построения спектакля.
Теория. Особенности работы над мимикой, жестами, пантомима, «вживание» в образ.
Особенности работы с текстом пьесы, понятие работа над этюдами. Обстоятельства и
мотивы поведения отдельных персонажей.
Тема 5.2. Сценический образ.
Практика. Метод действенного анализа. Этапы работы над пьесой «Актеры о
замысле будущего спектакля». Создание романа жизни каждого действующего лица пьесы.
Определения главного события и основного конфликта пьесы. Факт и события. Оценка
главного события. Определение места и значения факта и события в развитии основного
конфликта пьесы. Распределение ролей. Знакомство - протокол с внешней жизнью роли.
Фабула пьесы. Краткий пересказ роли. Застольные репетиции. Чтение пьесы. Первые
эмоциональные впечатления. Сведения об авторе, время написания пьесы. Обсуждение
пьесы. Распределение ролей. Знакомство - протокол с внешней жизнью роли. Фабула пьесы.
Краткий пересказ роли. Застольные репетиции. Чтение пьесы по ролям. Реплики.
Действенный и смысловой анализ драматической основы. Уточнение реплик. Действенный и
смысловой анализ драматической основы. Определение событийного ряда. Упражнение
«Анализ действием, разведка умом». «Разведка действием». Импровизации намеченных
событий. Этюды - импровизации намеченных событий. «Я в предлагаемых
обстоятельствах». Этюдный этап подготовки спектакля. Этюд «Я в обстоятельствах роли».
Этюды «Импровизации из жизни действующих лиц». Этюды импровизации. Выход актеров
на сцену. Этюды. «Импровизация выхода актеров на сцену». Этюды: «Прицел на сверх
задачи», «Основной конфликт пьесы». «Оценка фактов и событий». Этюд «Оценка фактов и
событий». Импровизации намеченных событий. Этюды - импровизации намеченных
событий. «Определение сквозного действия пьесы». Этюд «Определение сквозного действия
пьесы».
6. Работа над спектаклем – 8 часов.
Практика. Логика действия для создания события. Речь и слово. Переход от
импровизированного текста к тексту автора. «Кинолента видений». Логика мысли.
Особенности произношения. Предлагаемые обстоятельства, лежащие в различных
плоскостях (исторической, бытовой, социальной, национальной). Мизансцена как результат
импровизации. Установка на режиссерскую мизансцену. Овладение характерностью роли.
«Я в роли, роль во мне». Художественная целостность образа. Механизм сценических
эффектов. Художественное освещение спектакля. Монтировочная репетиция.
Этюд «Логика действия для создания события». Этюд «Речь и слово». Этюд «Переход
от импровизированного текста к тексту автора». Текст автора. Подтекст. Этюды: «Текст
автора. Подтекст». Этюды: «Предлагаемые обстоятельства, лежащие в различных
плоскостях». Уточнение обстоятельств с точки зрения борьбы. Этюды: «Уточнение
обстоятельств с точки зрения борьбы». Построение мизансцен. Репетиции на выгородке.
Построение мизансцен. Мизансцена как результат импровизации. Уточнение предлагаемых
обстоятельств и закрепление мизансцен. Рисунок роли. Закрепление рисунка на прогонных
репетициях. Репетиция. Сценическое действие. Характер действия. Прогонная репетиция.
Сценическое действие. Характер действия. Прогонная репетиция.
Соответствие действия предлагаемых обстоятельств. Роли по схеме изменения
обстоятельств. Оценка. Пристройка. Внутренняя подготовка к новому действию. Новое
действие. Поиск верного сценического самочувствия. «Я здесь и сейчас на сцене». Живое
общение на сцене». Восприятие. Оценка. Воздействие. «Живое общение на сцене». Сборка
декораций пьесы по актам в соответствии с режиссерским эскизом и техническим макетом.
Монтировочные репетиции. Монтировочные репетиции с участием актеров в костюме и
гриме. Проверочный просмотр спектакля. Прогонная репетиция. Прогонная репетиция с
уточнением элементов декораций, освещения, костюмов, грима. Замечания, уточнения
элементов. Генеральная репетиция спектакля. Премьера спектакля. Участие в городских
мероприятиях: фестивалях, конкурсах, проектах.
Содержание программы III год обучения – 34 часа
Цель: реализация творческих способностей обучающихся, средствами театрального
искусства.
₋
₋
₋
₋
₋
₋
₋
₋
₋
Задачи:
Обучающие:
формирование знаний, практических умений и навыков в написании и постановке пьесы;
расширить знания детей о средствах выразительности в театральном искусстве;
познакомить с техникой работы над пьесой;
научить реализовывать творческий замысел в создании художественного образа.
Развивающие:
развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя
для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации
развивать память, мышление, воображение, внимание детей.
развивать диалогическую и монологическую формы речи.
развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроения,
характер музыки пластикой своего тела, театральными куклами, создавая яркий
танцевальный образ героя.
развивать стремление быть отзывчивыми к взрослым и детям, проявлять внимание к их
душевному состоянию, радоваться успехам сверстников и огорчаться в случае их неудачи,
стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
₋
Воспитательные:
₋ воспитывать гуманные чувства детей.
₋ воспитывать устойчивый интерес к театрально - игровой деятельности;
₋ поддерживать стремление детей использовать песенные, танцевальные, игровые
импровизации в самостоятельной деятельности.
₋ поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях,
используя умения и навыки, приобретенные на занятиях кружка и в самостоятельной
деятельности.
₋ воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к игрушкам,
куклам, костюмам, декорациям.
₋
Планируемые результаты третьего года обучения
₋
₋
₋
₋
₋
₋
Личностные:
владеют знаниями, практическими умениями и навыками самостоятельной работы в
написании и постановке пьесы;
знают средства выразительности в театральном искусстве;
знакомы с техникой работы над пьесой.
оценивать жизненные ситуации (поступки, события) с точки зрения своих ощущений;
принимать чужие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним.
₋
₋
Метапредметные:
добывать знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений произведений;
делать выводы на основе обобщения полученных знаний.
Предметные:
₋ сформированы знания, практические умения и навыки в написании и постановке
пьесы;
₋ знакомы со средствами выразительности в театральном искусстве;
₋ знакомы с техникой работы над пьесой;
₋ могут реализовывать творческий замысел в создании художественного образа.
№ п/п
Наименование разделов
Всего
часов
Теоретич.
часов
Практич.
часов
1
Пишем и ставим пьесу
20
5
15
1.1.
Самостоятельные творческие
работы обучающихся
20
5
15
2
Сценические чтения
14
4
10
2.1.
Художественное чтение как вид
14
исполнительского искусства
4
10
Итого 34
9
25
Форма
аттестации/контроля
Беседа
Творческое задание
Репетиция
Упражнение
Практическая
работа
Творческое задание
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1.Пишем и ставим пьесу – 20 часов.
Тема 1.1. Самостоятельные творческие работы обучающихся.
Теория. Введение. План работы детского объединения на текущий учебный год.
Основы безопасного труда на занятиях. Правила поведения обучающихся в кабинете. Все
что мы знаем о театре. Творческий процесс актера начинается с углубления в драму.
Воплощение пьесы в согласованности и точности актерского исполнения. Сверхзадача
объединяет коллектив воедино. «О правде и вере». «О пустом актерском глазе, неподвижном
лице, глухом голосе». «О наигрыше, об игре чувств и действий». «О коллективности
театрального искусства, об отношении к искусству театра, к товарищам по работе». Условия
коллективной плодотворной работы в театре. Постановка актерских задач режиссером.
«Учимся слушать, понимать и любить жесткую правду о себе». Сверхзадача выбранной
пьесы. «О равнодушии к делу». Любите искусство в себе, а не себя в искусстве. Уважение к
человеку и вежливость в работе актера. «О прочности коллектива». Дело актера воспитывать
публику. Пьесу превращаем в спектакль. «О воплощении актером идеи автора».
Практика. Этюды на свободную тема. «Я драматург сочиняю пьесу».
Самостоятельные творческие работы обучающихся. «Проба пера». Самостоятельное
написание пьесы.
Воплощение пьесы в согласованности и точности актерского исполнения. «Проба
пера». Самостоятельное написание пьесы. Самостоятельная подготовка написанных
обучающимися пьес. «О правде и вере». Самостоятельная подготовка написанных
обучающимися пьес. Обсуждение и распределение ролей. Техники грима. Решение
актерских задач режиссером. Застольная репетиция пьесы. Репетиция на выгородке
«Ощущение себя в роли и роль в себе». Репетиция на выгородке «Метод физических
действий наиболее краткий путь к образу». Репетиция с музыкальным оформлением. Игра в
перевоплощение. Коллективная и групповая работа над отдельными эпизодами выбранных
пьес. Работа над отдельными эпизодами. Пьес. Упражнение «Накладываем грим.
Изготовление декораций и реквизита. Практическое знакомство с элементами действия.
Этюды на заданные темы, импровизации на материале своих пьес. Экскурсия в Томский
драматический театр «Версия». Экскурсия «Знакомство с профессиями театра».
Обсуждение. Просмотр спектакля, согласно репертуару. Беседа о создателях спектакля.
Встреча с интересными людьми театральных профессий. Воплощение актером идеи автора
пьесы. Подготовка к роли, согласно репертуару. Этюд «Подбираем мимику». «Подбираем
грим, костюмы, маски». Этюды: «Жесты», «Интонации», «Голос», «Походка». Режиссура.
Творческие показы и обсуждения. Режиссерские показы. Режиссерский план спектакля.
Режиссерские показы. Обсуждения. Сопереживание герою.
2. Сценические чтения – 14 часов.
Тема 2.1. Художественное чтение как вид исполнительского искусства
Теория. Исполнительский фольклор. Исполнение русского фольклора. Проблемы
исполнения сказа. Умение по-разному исполнять одно и то же литературное произведение.
Смысловое преломленное повествование писателем личности рассказчика. Навык
самостоятельной подготовки произведения к исполнению на материале классической
русской прозы и поэзии. Разнообразие художественных приемов современной литературной
поэзии. Толкование литературного произведения чтецом, его замысел, сверхзадача (по К.С.
Станиславскому). Исполнение чтецкого репертуара индивидуально. Многообразие
индивидуальных форм выступления. Чтецкий номер в концерте. Мелодекламация.
Литературная композиция и работа над ней. Основы написания сценария литературной
композиции. Толкование литературной композиции режиссером. Соединение различных
фрагментов произведений по содержанию, форме, стилю, ритму в литературный монтаж.
Требования к монтажу. Правила организации репетиции, учитывая еѐ вид. Режиссерские
особенности в работе над литературным монтажом.
Практика. Подбор материала и чтение с листа. Исполнительский фольклор. Чтение с
листа. Чтение текста. Подготовка чтецкого репертуара (современная проза, классическая
русская проза и поэзия). Чтение текста Толкование литературного произведения чтецом, его
замысел, сверхзадача (по К.С. Станиславскому). Литературная композиция и работа над ней.
Самостоятельная работа «Создание сценария литературной композиции». Обсуждение
сценариев, написанных обучающимися литературных композиций. Репетиция литературной
композиции. Работа над текстом. Репетиции литературной композиции (замысел,
сверхзадачи) Правила организации репетиции, учитывая еѐ вид. Тренировка навыка
самостоятельной подготовки творческой работы к показу. Тренировка навыка
самостоятельной подготовки творческой работы к показу материала для написания сценария
монтажа. Самостоятельная работа над литературным монтажом. Чтение и обсуждение
сценариев литературного монтажа
Приобретение навыка работы, совершенствование исполнения роли.
Закрепление удачных находок и устранение ошибок от репетиции к репетиции.
Репетиция литературного монтажа. Показ режиссерских работ литературного монтажа в
группах (в парах) по ролям Импровизации и точность от репетиции к репетиции.
Режиссерские особенности в работе над литературным монтажом. Импровизации и точность
от репетиции к репетиции. Показ режиссерских работ литературного монтажа в группах (в
парах) по ролям. Подбор литературного материала для написания сценария монтажа.
Обсуждение творческих работ.
Содержание программы IV год обучения – 34 часа
Цель: реализация творческих способностей обучающихся, средствами театрального
искусства.
Задачи:
Обучающие:
₋ овладение знаниями, практическими умениями и навыками ритмопластики;
₋ расширить знания детей о средствах выразительности в театральном искусстве
посредством использования отдельных элементов театральной деятельности;
₋ продолжить знакомство с техникой работы над спектаклем и его показом.
Развивающие:
₋ развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя
для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации
₋ развивать память, мышление, воображение, внимание детей.
₋ развивать диалогическую и монологическую формы речи.
₋ развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроения,
характер музыки пластикой своего тела, театральными куклами, создавая яркий
танцевальный образ героя.
₋ развивать стремление быть отзывчивыми к взрослым и детям, проявлять внимание к их
душевному состоянию, радоваться успехам сверстников и огорчаться в случае их неудачи,
стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
₋
Воспитательные:
₋ воспитывать гуманные чувства детей.
₋ воспитывать устойчивый интерес к театрально - игровой деятельности;
₋ поддерживать стремление детей использовать песенные, танцевальные, игровые
импровизации в самостоятельной деятельности.
₋ поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях,
используя умения и навыки, приобретенные на занятиях кружка и в самостоятельной
деятельности.
₋ воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к игрушкам,
куклам, костюмам, декорациям.
₋
Планируемые результаты четвертого года обучения
₋
₋
₋
₋
₋
₋
₋
₋
₋
₋
₋
₋
₋
Личностные:
владеют знаниями, практическими умениями и навыками ритмопластики;
знают средства выразительности и используют отдельные элементы театральной
деятельности;
знакомы с техникой работы над спектаклем и его показом;
развитая эмоциональная сфера личности; умение сопереживать, стремление помочь,
чувство собственного достоинства, уверенность в себе и вера в свои силы;
развитие творческого потенциала личности
гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном
контексте и содержании;
умение пользоваться профессиональными понятиями и терминами: «мизансцена»,
«импровизация», «действие», «событие», «конфликт», «образ», «пауза» и т.д.;
активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над общим делом
- оформлении декораций, музыкального оформления спектакля;
Предметные:
овладение навыками правильного произношения и культуры речи, развита творческая
самостоятельность в создании художественных образов;
умеют реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей;
умеют использовать известные средства художественной выразительности в создании
того или иного театрального образа.
Метапредметные:
развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со
сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях;
развитие умений работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и
результат своей собственной деятельности;
№ п/п Наименование разделов
1.
Ритмопластика
Всего
часов
5
1.1.
Мир движений
5
0
5
2
Музыкальное развитие
5
0
5
2.1.
Музыкальные образы
5
0
5
3
Работа над спектаклем
15
0
15
3.1
Мизансцены
15
0
15
4
Показ спектаклей
9
0
9
4.1
Постановка спектакля
9
0
9
0
34
Итого 34
Теоретич.
часов
0
Практич.
часов
5
Форма
аттестации/контроля
Творческое задание
Репетиция
Творческое задание
Репетиция
Творческое задание
Репетиция
Творческое задание
Репетиция
1. Ритмопластика – 5 часов.
1.1.Мир движений.
Практика. Ритмическая пластика включает в себя комплексные ритмические,
музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие
естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения
гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности
телодвижений.
Игры: «муравьи»; «кактус и ива»; «пальма»; «мокрые котята»; «штанга»; «самолѐт и
бабочки»; «буратино и пьеро»; «насос и надувная кукла»; «снеговик»; «баба Яга»; «конкурс
лентяев»; «гипнотизѐр»; «не ошибись»; «ритмический этюд»; «поймай хлопок»; «голова или
хвост»; «считалочка»; «как живѐшь?»; «шея есть, шеи нет»; «медведи в клетке»; «осьминог»;
«ѐжик»; «змей»; «пантеры»; «марионетки»; «скульптор»; «чудо-юдо из яйца»; «кто на
картинке?»; «зѐрнышко»; «цыплята»; «утро»; «умирающий лебедь»; «факир и змей»;
«снегурочка»; «город роботов»; «танцующий огонь».
2.Музыкальное развитие – 5 часов.
2.1. Музыкальные образы.
Практика. Знакомство детей с музыкальными произведениями, которые целиком или
в отрывках будут звучать в спектакле. Яркие музыкальные образы, помогают детям найти
соответствующее пластическое решение. Сначала дети просто импровизировали движения
под музыку, самостоятельно отмечали наиболее удачные находки. Затем они двигались,
превращаясь в какой либо конкретный персонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая
друг за другом.
3.Работа над спектаклем. – 15 часов.
3.1. Мизансцены.
Практика. Работа над мимикой, жестами, пантомима, «вживание» в образ. Переход к
тексту пьесы: работа над этюдами. Предлагаемые обстоятельства и мотивы поведения
отдельных персонажей. Закрепление отдельных мизансцен. Репетиция отдельных картин с
деталями декораций и реквизита. Репетиция отдельных картин с деталями декораций и
реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением. Музыкальная репетиция. Сбор
реквизита. Генеральная репетиция.
4.Паказ спектаклей. – 9 часов.
4.1. Постановка спектакля
Практика. Планируется постановка спектаклей по произведениям по выбору
педагога.
1.4.Планируемые результаты
В результате освоения программы «Школьный театр» у детей формируются знания по
искусству театра о профессиях театра, навыки создания различных театральных постановок,
ребенок осваивает роль музыки, танца, живописи в театральном искусстве.
₋
₋
₋
₋
₋
₋
₋
₋
₋
₋
₋
₋
₋
Личностные:
владеют знаниями, практическими умениями и навыками ритмопластики;
знают средства выразительности и используют отдельные элементы театральной
деятельности;
знакомы с техникой работы над спектаклем и его показом;
развитая эмоциональная сфера личности; умение сопереживать, стремление помочь,
чувство собственного достоинства, уверенность в себе и вера в свои силы;
развитие творческого потенциала личности
гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном
контексте и содержании;
умение пользоваться профессиональными понятиями и терминами: «мизансцена»,
«импровизация», «действие», «событие», «конфликт», «образ», «пауза» и т.д.;
активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над общим делом
- оформлении декораций, музыкального оформления спектакля;
Предметные:
овладение навыками правильного произношения и культуры речи, развита творческая
самостоятельность в создании художественных образов;
умеют реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей;
умеют использовать известные средства художественной выразительности в создании
того или иного театрального образа.
Метапредметные:
развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со
сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях;
развитие умений работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и
результат своей собственной деятельности;
РАЗДЕЛ № 2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»
2.1. Условия реализации программы
Календарный учебный график:
Год
обучения
Дата начала
занятий
Дата окончания
занятий
1
2
3
4
01.09.
01.09.
01.09.
01.09.
31.05.
31.05.
31.05.
31.05.
Каникулы:
осенние - с 26.10. по 04.11.
зимние - с 29.12. по 08.01.
весенние - с 22.03. по 30.03.
летние - с 01.06. по 31.08.
Всего
учебных
недель
34
34
34
34
Кол-во
учебных
часов
34
34
34
34
Режим занятий
1 раз в неделю по 1 часу
1 раз в неделю по 1 часу
1 раз в неделю по 1 часу
1 раз в неделю по 1 часу
Аттестация:
промежуточная
По завершении изучения раздела
итоговая
Апрель-май
Кадровое обеспечение: учитель, образование средне профессиональное.
Организационно-педагогические:
- участие в мероприятиях на уровне учреждения;
- возможность участия в районных, окружных, региональных международных конкурсах
(соревнованиях).
- сотрудничество с родителями и другими коллективами,
Материально-техническое обеспечение:
Результат реализации программы во многом зависит от материально-технического
обеспечения, необходимого для всех видов образовательной деятельности обучающихся,
педагогической, административной и хозяйственной деятельности: учебное помещение,
музыкальный центр, магнитофон, проектор, экран, занавес, ширма для кукольного театра,
театральные костюмы и декорации.
Методические особенности организации образовательного процесса.
Учебно-методический комплекс программы разработан с целью достижения более
высоких результатов.
Для реализации поставленных задач занятия проводятся в учебном оборудованном
кабинете, хорошо освещенным (малый зал).
В наличии имеются:
стол для педагога;
стулья;
стол;
ноутбук, многофункциональное устройство (принтер, сканер, копир);
методическая литература.
Формы обучения: очная.
Формы организации образовательного процесса: групповые, индивидуальные,
индивидуально-групповые.
Групповая работа способствует не только разностороннему коммуникативному развитию
обучающихся, но и формированию нравственных качеств детей.
Распределение обязанностей и поручений происходит таким образом: нет ущемления
статуса личности и взаимоотношения между лидером, активистами, исполнителями,
отдельными детьми.
Дети воплощают в жизнь собственную интересную актерскую творческую работу.
Обязательно учитываются индивидуальные психофизические возможности детей, их умения
и навыки.
Формы организации учебного занятия: беседа, игра, концерт, лекция, мастер-класс,
праздник, практическое занятие, представление, спектакль, студия, творческая мастерская, В
работе детского объединения используются разнообразные формы учебных занятий, что
позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным для
обучающихся. К тому же, сочетание различных форм учебных занятий позволяет педагогу
использовать в учебном процессе реальную окружающую среду, а обучающимся создаѐт
условия для самостоятельного освоения социума и получения более прочных знаний.
Формы учебных занятий делятся на две группы:
а)
традиционные занятия:
тематические (изучение или повторение одной темы);
комплексные или интегрированные (изучение одной темы с использованием 2-3
видов творческой деятельности);
итоговые или контрольные (проверка уровня подготовки обучающихся).
б)
нетрадиционные формы организации занятий:
экскурсии в библиотеку, Дом культуры;
праздники.
Программа предусматривает проведение традиционных занятий, практических в виде
репетиций, подготовка миниатюр, спектаклей и театральных игр, обобщающих занятий,
праздников. Особое место в овладении данным курсом отводится актерскому мастерству,
сценической речи.
Занятия проводятся в виде:
круглых столов, бесед, лекции, обсуждение в группах;
консультаций для подростков и родителей;
тренинги;
исследовательские занятия;
ролевые и театральные игры, театральный этюд;
репетиции; творческие показы.
викторины.
Методы обучения и воспитания.
Словесный,
наглядный
практический;
объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный,
частично-поисковый,
исследовательский
проблемный;
игровой,
дискуссионный, проектный, эвристический и др.) и воспитания (убеждение, поощрение,
упражнение, стимулирование, мотивация, создание ситуаций и др.).
игровые методики (при проведении массовой работы с обучающимися: викторины,
тренинги, театральные и ролевые игры, др.);
методика рефлексивного воспитания (в процессе проведения тренингов,
мероприятий);
обучение практикой сценического действия: через театральные игры, этюды и
упражнения подростки учатся анализировать свои чувства, мысли и действия;
выступление в роли обучающего и
исследователя: обучение своих
ровесников, консультирование самими учащимися.
Педагогические технологии
Технология группового обучения, коллективного взаимообучения, игровой деятельности,
коммуникативная технология, технология КТД, технология педагогической мастерской,
технология образа и мысли, ТРИЗ, здоровьесберегающая технология, дебаты.
Дидактический материал: планы - конспекты занятий, методическая литература по
разделам программы.
Беседы:
«Правила безопасности дома и на улице»;
«Правила этики»;
«Умеешь ли ты дружить?»;
«Правила поведения в театре»;
«Календарные праздники»;
«Фольклорные праздники».
2.2.Формы аттестации. Оценочные материалы.
При наборе обучающихся и в начале каждого года занятий в качестве вводного контроля
проводится мониторинг с целью получения первоначальной информации о ребенке,
выявления его способностей, интересов и наклонностей.
Текущий контроль проводится на каждом занятии в форме наблюдения, викторин,
отгадывания кроссвордов, творческих заданий, творческих показов, проведения театральных
игр, театральных этюдов, репетиций с целью получения информации о ходе усвоения детьми
образовательной программы.
Цель творческих заданий - стимулирование творческой активности обучающихся,
привлечение внимания родителей к творчеству их детей. Непременное условие задействование в творческий процесс каждого ребенка. Работы детей более высокого уровня
исполнения принимают участие в районных и областных театральных конкурсах.
Полученные дипломы, грамоты, благодарственные письма являются прямым
доказательством успешности реализации программы.
Формы проведения текущего контроля по образовательной программе включают в себя:
вопросы викторин;
творческие задания и показы, репетиции, театральный этюд, концертная программа;
тестовые задания.
Промежуточная аттестация включает в себя:
тестовые задания;
вопросы викторин;
творческие задания и показы репетиции, театральный этюд, концертная программа;
концертные программы и т.д.
Промежуточная аттестация осуществляется в форме мониторинга, игры - путешествия по
театральным станциям, на каждой из которых обучающиеся получают теоретическое и
практическое задания по темам программы
Цель - проверка знаний, умений и навыков, полученных в течение учебного года.
Итоговая аттестация проводится по окончанию изучения программы в форме
выполнения практических заданий.
Формы аттестации: творческая работа, отчетные концерты.
Аттестации, обучающегося проводится 1 раз в учебном году во 2-м полугодии - апрель май. Аттестация основывается на индивидуальном подходе к каждому ребенку.
Оценочные материалы.
Диагностика достижения обучающихся проводится 3 раза в учебный год: Входной
контроль (сентябрь-октябрь), текущий контроль (с ноября по февраль), промежуточная
аттестация (март-апрель).
Процедуры оценки - сами учащиеся, специалисты.
Мониторинг качества освоения программы фиксируются в диагностической карте.
Диагностическая
карта
промежуточного
практических умений и навыков.
Объединение ПДО,
Ф.И.О. педагога дополнительного образования
год обучения ____ № группы ____
Теоретическая подготовка
№ п/п
Фамилия, имя
учащегося
Теоретические
знания
Владение
специальной
терминологией
уровня
теоретических
знаний,
Практическая подготовка
Практические
умения и навыки
Владение
специальным
оборудованием,
техникой
безопасности
В
С
Н
В
С
Н
1
2
Всего аттестовано учащихся
Из них по результатам аттестации показали:
Теоретическая подготовка
высокий уровень ___ чел. __
средний уровень ____ чел. _
низкий уровень ____ чел. ___
Практическая подготовка
высокий уровень ____ чел. _
средний уровень
чел.
низкий уровень
чел. __
% от общего количества учащихся __ % от общего количества учащихся _ % от
общего количества учащихся
_ % от общего количества учащихся
_ % от общего количества учащихся
_ % от общего количества учащихся
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
высокий уровень (В) - учащийся освоил на 80-100% объѐм знаний, предусмотренных
образовательной программой за конкретный период; специальные термины употребляет
осознанно и в полном соответствии с их содержанием;
средний уровень (С) - объѐм усвоенных знаний составляет 50-80%; сочетает
специальную терминологию с бытовой;
низкий уровень (Н) - учащийся овладел менее чем 50% объѐма знаний,
предусмотренных образовательной программой, как правило, избегает употреблять
специальные термины.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
высокий уровень (В) - учащийся овладел на 80-100%
умениями и навыками,
предусмотренными образовательной программой за конкретный период; работает с
оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические
задания с элементами творчества;
средний уровень (С) - объѐм усвоенных умений и навыков составляет 50-80%;
работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе
образца;
низкий уровень (Н) - учащийся овладел менее чем 50%,
предусмотренных умений и навыков, испытывает серьѐзные затруднения при работе с
оборудованием, в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.
2.3.Список литературы
Литература для педагога:
- нормативные документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (Распоряжение
Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678 – р);
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 ―Об утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам‖;
4. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
5. Методические рекомендации по организации независимой оценки качества
дополнительного образования детей, направленными письмом Министерства образования
и науки РФ от 28.04.2017 г. № ВК — 1232/09;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
10 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
7. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» - Приказ
Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162 -Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
8. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом (для
сертификации);
9. Устав МКОУ «Бобровская НОШ»
- литература, использованная при составлении программы:
1. Берсенева Г. К. Театр. Реквизит. Сцена. М.: Астрель, 2001.
2. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе в работе над драматическими пьесами. - М.:
Педагогическое общество России, 2002.
3. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ
«Сфера», 2001.
4. Деменкович А., Поплавская К., Свистунов Р. Сборник методических рекомендаций по
организации и проведению праздников. Издательство Азбукварик Групп, КонтинентПресс., 2012.
5. Дайн Г.Л. Театральный календарь. - М.: Детская литература, 2001.
6. Ичалов Г. Театральная азбука.- Москва: Ихлас,2002.
7. Кислицына Т.Г. Театральные праздники и традиции . Издательство Белый город. 2008г.
8. Кузина Т.Ф. Занимательная театральная педагогика..-2-е изд.-М.: Школьная Пресса,2001.
9. Митителло К. Театральное искусство. - М.: Эксмо-Пресс, 2002.
10.
Министерство образования РФ. Диалектика театра. Очерки по теории драмы и ее
сценическому воплощению.- Сборник. Москва, 1994.
11.
Покровский Е.А. Сверхзадача. - СПб.,1994.
12.
Сластенин В.А. Театр Эстрада. Хореография. Цирк Указание для руководителей
художественной самодеятельности.-4-е изд.- М.: Школьная Пресса,2004. Саплина - М.,
1998.
13.
Уткин П.И., Королева Н.С. Русский фольклор. -М., 1992.
14.
Чернова Г.Н. Мы идем за кулисы. - М.: Скрипторий, 2005.
15.
Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых: в 2 кн. П68.-М.:ТКО АСТ, 1996.
16.
Шмакова С.А. Нетрадиционные праздники в школе. - М.: Новая школа, 1997.
17.
Щуркова Н.Е. Новое воспитание.- М.: Педагогическое общество России, 2000.
Интернет-ресурсы
18.
http://www.eduhmao.ru/info/1/3819/ http://www.ddtu.21416s29.edusite.ru http://www.itn.ru/ http://web.mac.com/sheishine/Site www.flickr.com/photos/irregexp
http://astroscope.ru/kalendar/pravoslavnvi_2013.html
Литература для обучающихся
1. Абдулаев Э.Н., Крылов В.В., Морозов А.Ю. На пути к прекрасному.
2. Книга для чтения в двух частях. - М., 1995.
3. Ганаго Б. Происшествия за кулисами : рассказы для детей. - Минск: изд-во белорусского
экзархата, 2007.
4. Лопаткина А. Притчи для детей и взрослых. Издательство: Амрита,2011.
5. Соловьев В. Минин и Пожарский.- М.,Детгиз,2012.
АННОТАЦИЯ
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Школьный театр «Лукоморье»
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Школьный театр
«Лукоморье» художественной направленности рассчитана на обучающихся от 7 до 11 лет.
Тип программы – модифицированная. По форме обучения – очная. По месту в
образовательной модели - программа разновозрастного детского объединения. По срокам
реализации - долгосрочная, рассчитана на 4 года, 136 часов.
Программа предусматривает знакомство детей младшего школьного возраста с русским
классическим театром, с его культурой через театральные постановки, разучивание
театральных традиций, знакомство с техниками актерской игры, что способствует
формированию основ театральной культуры, духовному, нравственному, патриотическому
воспитанию школьников.
Цель программы: формирование и развитие творческих способностей обучающихся
средствами театральной деятельности.
Уровень программы – базовый, предполагает формирование базовых знаний, умений
и навыков. На этом этапе происходит развитие самодеятельности, когда обучающийся не
только осваивают опыт деятельности по образцу, но и сам пытается увеличить объем знаний,
он экспериментирует.
Количество детей в группе 15-20 человек. Занятия групповые: проводятся 1 раз в
неделю по 1 часу. Продолжительность одного занятия – 45 минут. Всего136 часов. По 34
часа в год.
В программе предусмотрены следующие учебные курсы, дисциплины: театральная
грамота, сценическое движение, культура и техника речи, актерское мастерство, основы
театральной культуры.
В случае возникновения ситуации, связанной с изменением режима работы
учреждения, данная программа может реализовываться с использованием дистанционных
образовательных технологий.
В процессе образовательной деятельности предусмотрены формы и методы работы,
которые способствуют развитию творческой самостоятельности и выразительности каждого
ребенка.
Перечень видов занятий: теоретические и практическое занятие, творческие занятия,
репетиция, выступление.
Перечень форм подведения итогов: викторина, театральный этюд, беседа, репетиция,
творческий показ, упражнение.